сведения об образовательной
организации

нормативная
база

Обуховский
вестник

структура
сайта

персональные
страницы

проект
ОПОРА


Учебные пособия и медиа-ресурсы:
Психология и мышление:
Пенитенциарная педагогика и методика:
Библиотека училища
Для поиска — укажите ключевые слова через пробел в названии или по теме разыскиваемого ресурса.

Ресурсы представлены в режиме ознакомления.

 

 УДК 378.14

Л.Б.Аксенов

 

 

КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ: ГЕНИАЛЬНОСТЬ ИЛИ ДЕМЕНЦИЯ

Леонид Борисович Аксенов, д.т.н., профессор,

Санкт – Петербургский государственный политехнический

университет

ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия

Тел. +7 921 931 6786, Е-mail: l_axenov@mail.spbstu.ru

Аннотация

В работе рассмотрены основные черты клипового мышления, проявляющегося у представителей современной молодежи. Показано, что клиповое мышление вытесняет и замещает логическое мышление, к которому приспособлены традиционные процессы обучения, и оказывает существенное влияние на эффективность процесса обучения. Для получения должных результатов обучения преподавателям следует учитывать особенности восприятия информации молодыми людьми и помочь им справиться с проблемами ее анализа.

Продолжая обсуждение проблем организации университетского образования, автор позволил себе перейти в данной работе от содержательных проблем обучения к методическим, и сменить тему выступления с темы «чему учить», рассмотренную в предшествующих выступлениях, как собственных, так и коллег, на тему «как учить». С целью полного понимания темы настоящей работы, приведем значения слов, стоящих в заглавии этой публикации:

клип – {<англ. сlip} - стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка;

гениальность - {<лат. genialis} - высшая степень творческой одаренности, таланта;

деменция - {<лат. dementia безумие} – приобретенное слабоумие, потеря (или заметное снижение) интеллектуальных способностей.

Повышение эффективность передачи знаний от преподавателей к студентам, является одной из главных задач методической работы в вузе. Конечный уровень подготовки студентов зависит от их начального уровня подготовки (рис. 1) и уровня сложности восприятия предмета, характеризующего, насколько доступно преподавателям удается проводить обучение. В результате уровень подготовки представляется кривой с выраженным максимумом. После того как уровень сложности восприятия достигает некоторой предельной величины, названной критическим разрывом, начинается спад уровня восприятия и конечного уровня подготовки. С уменьшением величины критического разрыва снижается эффективность процесса обучения.


Рис. 1. Зависимость уровня подготовки студентов от уровня сложности преподавания:
1- начальный уровень подготовки студентов;
2- уровень сложности восприятия;
3- конечный уровень подготовки;
4- конечный уровень подготовки при сниженном критическом уровне

Не величину указанного критического разрыва оказывает существенное влияние отличие в восприятии и способе обработки информации у разных поколений, т.е. у преподавателей и учеников. Представители одного из самых консервативных общественных институтов – образования – заметили у нынешних подростков способность воспринимать преимущественно визуальные образы и только в течение короткого промежутка времени, то есть клиповое мышление.

«Клиповость», как способ восприятия, существовала всегда. Но если, в прошлом человек родившись с ней, рос в образованном обществе, то его перевоспитывали, как переучивали левшей, а если в необразованном, то на это не обращали внимание. Клиповое, как и привычное логическое, мышление, не присущи человеку с рождения, они вырабатываются в зависимости от способа потребления и анализа поступающей информации.

Человек всегда стремился сохранить и передать важную информацию от предшествующих поколений будущим на носителе более надежном, чем собственная память через рисунки на стенах пещеры, письменность и т.д. Разделять мышление на «клочки», «клипы» стали средства массовой информации. Активно этот процесс начался еще в 18-м веке, когда появились первые газеты, содержащие набор сообщений – коротких, не связанных между собой текстов. Свое резкое суждение о такой форме представления информации пророчески высказала в 1935 г. Марина Цветаева:

«…Глотатели пустот,

Читатели газет!

Газет — читай: клевет,

Газет — читай: растрат,

Что ни столбец — навет,

Что ни абзац — отврат...».

 

В начале ХХ века в моду входит кинематограф и смысловая клиповость накладывается на визуализацию. С распространением телевидения человечество полностью адаптировались к такой манере подачи информации. Примерно в середине 1990-х годов происходящие с человеческим сознанием изменения были зафиксированы в понятии «клиповое мышление». Вхождение в нашу жизнь компьютерных технологий еще больше сконцентрировало проблемы восприятия.

Все чаще и чаще со страниц СМИ и телевизионного экрана озвучивается мысль, что многие проблемы современной молодежи связаны с клиповым мышлением. Человек с таким мышлением не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу. Клиповое мышление, прежде всего, влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Поэтому большой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.

От стиля мышления во многом зависит успешность в жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда, возникновение вполне реальной опасности, что носители «клипового мышления» будут вытеснены на положение аутсайдеров.

Педагоги часто жалуются, что современные школьники, изучив определённый материал, тут же его забывают. Это проявление клипового мышления. Человек с таким восприятием мира привыкает к тому, что потоки информации постоянно сменяют друг друга и, получив очередную порцию, мозг совершенно не стремится запомнить её, он как можно быстрее её стирает и ждёт получения новой. Ребёнок с клиповым мышлением не способен нормально освоить школьную программу. Что тогда говорить о вузах, а от этого ведь зависит и успешность в жизни.

 

Многие считают «клиповое мышление» исключительно негативным явлением, злом, с которым надо бороться, в том числе американский футуролог Э.Тоффлер. В США рассеянное внимание школьников лечат медикаментозно. В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод – это чтение (естественно, не клиповой литературы). И всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д., что способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира. В России во имя этой борьбы рекомендуют побуждать детей и подростков больше читать. Этой цели служит возвращение к сочинению, как дополнительному испытанию для выпускников школ.

В тоже время клиповое мышление служит защитой, которая позволяет, так или иначе, выделить необходимое и важное из информационной лавины. Развитие клипового мышления с помощью довольно простого устройства позволило автору значительно увеличить скорость чтения. Приобретенный навык скорочтения не применим для чтения художественной литературы, где важна эмоциональная составляющая, но существенно ускоряет проверку студенческих работ.

Многие преподаватели замечают, что уровень подготовки студентов носит некоторый циклический характер (рис. 2) с периодом 2-4 года. При этом существует распространенное пессимистическое мнение, что общий уровень постепенно снижается (линия 1, рис. 2). К счастью это не так. На привычные знания накладываются знания, получаемые от новых курсов и разделов, замещающих старые (линия 2, рис. 2). В результате реальный уровень подготовки студентов не понижается, а растет (линия 3, рис. 2), но направленность подготовки меняется. Иначе как объяснить все растущий объем открытий XXI века, который обещает быть самым продуктивным из всей истории человечества. Таким образом, общее положение с образованием можно воспринимать в значительной мере оптимистично.

Так кто же они сегодняшние молодые люди с клиповым мышлением, делающие шаг к гениальности или деменции? Не то и не другое. Они в основном нормальные, но они – «другие» и им жить в другое время и в других условиях развития человечества. Научные открытия делаются в основном с применением сложного оборудования. Открытия «на кончике пера» теперь редкость. Так что получается, что наши ученики знают меньше учителей, а могут больше.

Процесс обучения всегда был трудным. На методические приемы и проблемы обучения своих учеников указывал еще Христос:


«… потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;…». Эти ученики сегодня почитаемы как апостолы.

 

 

 

Рис. 2. Изменение уровня подготовки во времени:

1– распространенное мнение об уровне подготовки;
2– влияние новых курсов;
3 – реальный уровень подготовки

 

Некоторые футурологи предсказывают, что уже через 15 лет наиболее востребованы будут следующие специалисты: глазир, корпоративный антрополог, менеджер краудфандинговых и краудинвестинговых платформ, персональный бренд-менеджер и другие. Эти направления подготовки мы сегодня себе даже не представляем, хотя предполагаемым местом их обучения указывается СПбГПУ. «Клиповость» становится нормой, и переучиваться придется, видимо, тем, кто 500 лет считал свой способ коммуникации единственно верным.

сайт разработан в СПб ПОУ «Обуховское училище № 4». разработчик-дизайнер: Попова А.Л.